среда, 1 марта 2017 г.

Ноутбук ASUS K501UX-DM036T. Upgrade и отказ от MS Windows 10. Часть 1

Несколько замечаний для возможных читателей:
- надеюсь, что частей будет несколько;
- планирую следующие части по мере возникновения каких-то проблем;
- не буду давать ссылки на статьи, если решение проблемы находилось простым googleньем;
- пишу для тех кто хочет перейти на ОС Linux, но не решается.

О переходе с ОС MS Windows 10 на ОС Linux как-то ранее писал, но тогда собственно перехода не было - только посмотрел как устанавливаются различные дистрибутивы на старенький HP-сервер. Изучить дистрибутивы  подробно в свободное от работы рабочее время не получилось, т.к. и не было этого свободного времени, и это не входило в мои должностные обязанности. Но ещё тогда мне понравился openSUSE с KDE и тогда же решил по возможности установить этот дистрибутив для работы.

Зачем мне это? В начале своей трудовой деятельности пришлось (или посчастливилось?) поработать системным администратором ОС UNIX и мне понравилась архитектура этой операционной системы. Потом появилась ОС Linux. Оформилась идеология Open Source. Но во всех организациях, где мне пришлось трудиться наёмным сотрудником, использовались программные продукты, работающие в ОС MS Windows; хотя всегда старался на своём рабочем месте (компьютере) использовать продукты с открытым исходным кодом (СПО). Ну, и не являюсь фанатиком Open Source, хотя мне симпатична их творческая идеология. Была такая американская компания Digital Equipment Corporstion (DEC), которая начала разработку ОС OSF/1 и нового процессора Alpha для производимых компьютеров. В конце 1990-х годов фирма Compaq купила DEC, но не всю: процессор Alpha (или большую часть патентов на него) купила Samsung, а Билл Гейтс переманил к себе большую часть разработчиков ОС OSF/1 для разработки MS Windows NT и в интервью одному из журналов проговорился, что его новая ОС - это на 80% UNIX. Так что ломать копья по поводу превосходства одной ОС над другой не вижу смысла - разница в бизнес-моделях определяет значительно больше, чем технические различия Windows и Linux.

Очень долго планировал и копил деньги на приобретение ноутбука. Долго - потому что на работе моим рабочим инструментом почти всегда был компьютер и дома, кроме как для развлечения, мне компьютер не нужен был. А после покупки 10-дюймого планшета и поиграть, и почитать стало возможным на нём. Но всё-таки решил купить себе ноутбук, для души и для выполнения "шабашек". Выбрал ASUS K501UX-DM036T; хотелось мощней, но цена была мощным ограничителем моих "хотелок". Ноутбук так и выглядит - все наклейки с него содрал. Это изображение из Интернета - мой пыльный, пыль к нему прилипает очень хорошо!



Сначала хотел отказаться от предустановленной ОС MS Windows 10, но почитав на форумах отзывы о процедуре отказа, а также учитывая условия гарантийных обязательств, решил в течение года не отказываться - надо было делать "шабашку" и было дорого время. Заказал в прошлом году в интернет-магазине "Связного" и меньше чем через неделю (везли из Москвы) получил свой ноутбук. После выбора и размещения заказа (на следующий день, утром, когда я ещё отсыпался за неделю) мне позвонила продавец интернет-магазина и очень вежливо, тактично "провела" меня по листу опроса, собрав необходимую информацию и предложив много дополнительных услуг. Я наслаждался, разговаривая с ней, тем мастерством, с которым она работала!

Принёс домой ноутбук, вытащил из невзрачной коробки и включил. На удивление очень быстро загрузилась Windows 10. Дня два устанавливал необходимое мне программное обеспечение. И Windows 10 стала загружаться в несколько раз медленней, вентилятор работал почти постоянно (довольно шумный), как и жёсткий диск. Когда установил всё программное обеспечение и скопировал на жёсткий диск нужные мне файлы, то ноутбук стал тормозным. Оптимизировать операционную систему мне не хотелось, потому что решил, что по истечении гарантийного срока "снесу винду". Но не дождался истечения гарантийного срока.

Первое, что решил сделать - это upgrade. Написал в сервисный центр ASUS ("Абак") и задал вопрос по upgrade RAM, установке SSD и переносу Windows 10 на SSD. Мне ответили, что все работы оцениваются в 1 800 рублей, но RAM и SSD я покупаю сам и они не несут ответсвенность, если эти комплектующие не заработают. Да, поначалу хотел перенести Windows 10 - мысль о прекращении гарантийного срока не давала мне покоя. Начал гуглить в поисках комплектующих (особенно зарубежные сайты на английском); пока искал появилась мысль: зачем платить сервисному центру и не попробовать сделать upgrade самому? Тем более, что когда подобным занимался, правда, на обычных персональных компьютерах. В итоге всё нашёл в Ситилинке 8 Гб RAM (KINGSTON VALUERAM KVR16LS11/8 DDR3L - 8Гб 1600, SO-DIMM, Ret), 250 Гб SSD (SAMSUNG 850 EVO MZ-N5E250BW 250Гб, M.2 2280, SATA III) и заодно купил набор отвёрток для разборки и сборки ноутбука. На YouTube нашёл хорошие видеоролики по upgrade именно такого ноутбука, прочитал форум сайта 4PDA по этому ноутбуку (форум не большой). Эти ролики и форум окончательно убедили сделать модернизацию самому; более того, мне захотелось поменять используемую матрицу на IPS (в видеороликах даже материнскую плату меняют). Получил, комплектующие, скопировал всё с жёсткого диска, синхронизировал все закладки пароли и прочее с хранилищем Firefox'а (и сохранил все закладки в виде файла, обновил BIOS ноутбука, но не до самой последней версии (почему-то испугался), выключил и вскрыл ноутбук. Дальше всё в точности по видеоролику, кроме пыли на вентиляторах и хлебных крошек на вентиляционной решётки внутри ноутбука (как они туда попали, если не ем за ноутбуком?): увеличил объём ОЗУ, установил SSD, закрепив винтиком, который снял с жёсткого диска (и об этом прочитал на форуме). Сдул пыль и крошки, собрал ноутбук и с замиранием сердца включил - странно, но ноутбук заработал (по старой памяти ожидал худшего); SSD определился, Windows 10 загрузилась, прошивка SSD оказалась новой (в инструкции к нему описано как обновить прошивку).



 

  

Комментариев нет: